Нейропсихологическая диагностика при эпилепсии
На протяжении многих десятилетий эпилепсия рассматривается как весьма распространенное заболевание головного мозга. По литературным данным в мире насчитывается более 50 миллионов больных эпилепсией, что представляет серьезную проблему не только для здравоохранения, но и для общества в целом.
Начало заболевания у значительной части больных проявляется в возрасте до 20 лет, поэтому ранняя диагностика эпилепсии, квалификация нарушений познавательной деятельности и личности больных является комплексной междисциплинарной проблемой, в которой важное значение имеет нейропсихологическая диагностика. Это связано с рядом факторов.
Во-первых, по клинической картине приступа далеко не всегда можно судить о расположении патологического процесса. Незрелость детского мозга, свойственный детям полиморфизм (разнообразие) судорожных состояний маскируют очаговую симптоматику. Материалы электрофизиологических и нейровизуализационных обследований могут быть недостаточны для полноценной диагностики, так как на них при дебюте (начале) эпилепсии часто не наблюдается очаговых поражений головного мозга.
Во-вторых, нарушения психических функций, эмоционально-волевые и личностные расстройства, наблюдаемые при раннем начале, большой длительности заболевания, частых и разнообразных проявлениях пароксизмальной активности, требуют точной и надежной клинической нейропсихологической диагностики, которая позволяет выявить особенности психических изменений, получить первичную информацию о больном, а также оценить эффективность проводимой терапии.
В-третьих, нейропсихологическая диагностика входит в международный стандартный протокол прехирургической диагностики и оценки результатов лечения пациентов с эпилепсией. Это связано с тем, что при эпилепсии в дооперационном периоде редко выявляются развернутые нейропсихологические синдромы, характерные для больных с сосудистыми, травматическими или опухолевыми поражениями мозга. Нарушения высших психических функций (памяти, мышления, речи, внимания) выражены, как правило, негрубо и выявляются лишь при использовании тонких, сенсибилизированных нейропсихологических проб и заданий.
Нейропсихологическая диагностика проводится как для детей с особенностями развития, так и для детей, которые не имеют неврологических проблем, однако испытывают трудности в усвоении школьных навыков и сложности в поведении, а также для взрослых пациентов.
Нейропсихологическая диагностика является клинико-психологическим методом, включающим в себя беседу и обследование пациента с помощью специальной батареи тестов, направленной на диагностику различных высших психических функций. Эта батарея тестов представляет собой нейропсихологические пробы – определенные задания и упражнения. В ходе обследования оцениваются различные виды гнозиса (восприятия), праксиса (двигательная сфера), мнестические функции (память), зрительно-пространственные функции, речь, письмо, счет, внимание, произвольная регуляция.
В зависимости от задач обследования, кроме оценки состояния высших психических функций, исследуются эмоционально-волевая сфера и личностные особенности испытуемых.
Таким образом, нейропсихологическое исследование решает вопросы топической диагностики очагов поражения мозга, в том числе и в предоперационном исследовании больных, оценивает динамику восстановления высших психических функций; позволяет выявить особенности психических изменений, а также оценить эффективность проводимой терапии.
Нейропсихологическую диагностику можно пройти в медицинском центре неврологии, диагностики и лечения эпилепсии «ЭпиЦентр», предварительно записавшись по телефонам: (8442) 25-55-44; 8-903-373-2-373.